Современный воспитатель в эпоху образовательных реформ

 

Современный воспитатель в эпоху образовательных реформ

 

 

Рассмотрим особенности реализации социально - коммуникативной области в основных видах детской деятельности и формах взаимодействия участников образовательного процесса.

Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:

- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Таким образом, социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот, сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном этапе не одинакова. Например младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них На данном возрастом этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознания.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознавать свое место в группе сверстников.

Итак, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально - коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.

Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах

Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.

Общение - сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты(А.А.Леонтьев)

  • Эмоциональный компонент - это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности;

  • познавательный - удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике;

  • оценочный - развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.

Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально - коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров.

  • Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят:

- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга говоря что - то приятное;

- читательский день - один день в неделю, кто - то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;

- день любимой игрушки - один день в неделю, когда поощряется принести любимую игрушку из дома и рассказать о ней сверстникам.


  • Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому

- воспитатель (или дежурный) звенит в колокольчик перед началом каждого занятия;

- воспитатель (или дежурный) стучит в бубен , когда надо идти на утреннюю зарядку;

- устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например:"Я ребят своих зову в интересную игру".


Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой, коллективной.

Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативных - речевых навыков.

Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты. Организованная образовательная деятельность - форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. Здесь участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.


Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место.

В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.


Игры: "Далеко - далеко, в густом лесу...". Инструкция. На вопрос ведущего "Далеко - далеко, в густом лесу... кто?" должен ответить один игрок, например "Лисята". Несколько ответов произнесенных вместе не принимаются, игра начинается сначала. Когда получен единственный ответ, ведущий продолжает фразу "Далеко - далеко, в густом лесу лисята, что делают?" ; игра "Кораблекрушение". Инструкция. "Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но сломался мотор и вышла из строя рация. Шлюпок на палубе достаточно. Что делать? Нужно рассмотреть все варианты выхода из ситуации, но итогом обсуждения должен быть одно решение.

Дата последнего обновления страницы 14.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения