Рассмотрим особенности реализации социально - коммуникативной области в основных видах детской деятельности и формах взаимодействия участников образовательного процесса.
Данная образовательная область направлена на решение следующих задач:
- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Таким образом, социально - коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.
Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот, сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Интенсивность данного процесса на каждом возрастном этапе не одинакова. Например младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них На данном возрастом этапе ребенку необходимо общение со сверстниками, он способен взаимодействовать детьми в игре и коллективной работе. Вид деятельности ребенок тоже способен выбирать в соответствии со своими предпочтениями. Кроме того, уже в младшем дошкольном возрасте закладываются основы самосознания.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками, в эмоциональной близости с ними, в уважении и сопереживании со стороны взрослых Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые объединения со сверстниками для игры и реализации общих интересов; проявлять и более гибко использовать коммуникативные умения; способен осознавать свое место в группе сверстников.
Итак, процесс социализации может быть стихийным и специально организованным. Рассмотрим методы и формы реализации задач целенаправленного социально - коммуникативного развития дошкольника в режимных моментах, в игре, в ходе образовательной деятельности, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Социально - коммуникативное развитие в режимных моментах
Режим дня - рациональная организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, уникальная возможность выстраивать общение педагога с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей.
Общение - сложный многосторонний процесс, включающий эмоциональный, познавательный и оценочный компоненты(А.А.Леонтьев)
-
Эмоциональный компонент - это обеспечение психологического комфорта, чувства защищенности;
-
познавательный - удовлетворение потребности в получении знаний и их применении на практике;
-
оценочный - развитие самооценки и адекватной оценки действий сверстников, взрослого.
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют приемы, помогающие оптимизировать процесс социально - коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров.
-
Ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая их, иногда просто повторяя изо дня в день, пока дети их не усвоят:
- утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга говоря что - то приятное;
- читательский день - один день в неделю, кто - то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читают ее и обсуждают;
- день любимой игрушки - один день в неделю, когда поощряется принести любимую игрушку из дома и рассказать о ней сверстникам.
- воспитатель (или дежурный) звенит в колокольчик перед началом каждого занятия;
- воспитатель (или дежурный) стучит в бубен , когда надо идти на утреннюю зарядку;
- устойчивая фраза воспитателя, сообщающего о том, что начинается интересная игра, например:"Я ребят своих зову в интересную игру".
Образовательная деятельность осуществляется в различных формах взаимодействия педагога с детьми: индивидуальной, подгрупповой, коллективной.
Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, на работу с отстающими или часто детьми, в ходе которой осуществляются непосредственное общение, развитие коммуникативных - речевых навыков.
Коллективная деятельность способствует успешной социализации, формированию коммуникативных навыков. Для достижения общей цели дети учатся договариваться между собой и распределять обязанности, помогать в случае необходимости сверстнику, анализировать полученные результаты. Организованная образовательная деятельность - форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. Здесь участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает особое место.
В игре дошкольник и обучается, и развивается, и воспитывается.
Игры: "Далеко - далеко, в густом лесу...". Инструкция. На вопрос ведущего "Далеко - далеко, в густом лесу... кто?" должен ответить один игрок, например "Лисята". Несколько ответов произнесенных вместе не принимаются, игра начинается сначала. Когда получен единственный ответ, ведущий продолжает фразу "Далеко - далеко, в густом лесу лисята, что делают?" ; игра "Кораблекрушение". Инструкция. "Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но сломался мотор и вышла из строя рация. Шлюпок на палубе достаточно. Что делать? Нужно рассмотреть все варианты выхода из ситуации, но итогом обсуждения должен быть одно решение.